Exit-poll
Э́ксит-по́лл (англ. Exit poll, букв. опрос на выходе; неправильно «эксит-пул», иногда «экзит-полл») — используемая в мировой социологической практике процедура опроса граждан, производимого социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования.
Основными задачами эксит-поллов являются получение возможности оперативных прогнозов исхода выборов и накопление статистических данных об электорате.
Выходящих из избирательных участков опрашивают (на условиях анонимности), за кого они проголосовали. Исходя из предположения, что у большинства избирателей нет причин говорить неправду, данные таких опросов используют для проверки (корреляции) с официально публикуемыми данными голосования. В день выборов данные эксит-поллов широко освещаются ТВ и прессой при репортажах о порядке и процедуре голосования.
В последнее время данная методика стала востребована в киноиндустрии. Особенность опросов, называемых Exit-Poll, заключается в том, что процедура рекрутинга респондентов происходит непосредственно после просмотра сеанса исследуемого фильма.
С помощью экспресс-опроса зрителей непосредственно при выходе с сеанса фильма можно оценить отношение к нему зрителей и дать предварительный прогноз ожидаемых кассовых сборов. Зрителей опрашивают сразу после просмотра фильма, тем самым, получая информацию о первых, неотрефлексированных и не затуманенных общественным мнением оценок картины зрителями.
Помимо сбора мнений о фильме, проводится анализ «сарафанного радио», его направленности (хорошо или плохо будут отзываться о фильме) и масштаба (сколь широкому кругу друзей и знакомых зритель собирается рассказать о фильме). Правильная оценка «сарафанного радио» на первой неделе проката позволяет спрогнозировать падение кассовых сборов и принять адекватные действия в рамках политики дистрибуции и поддерживающей рекламы.
Последней задачей опроса является построение портрета зрителя: важно узнать, кто именно посмотрел фильм – тинэйджеры ли, патриотично настроенные граждане или самые широкие слои населения. Не менее важным является выявление мотивации просмотра данного фильма, однако формат exit-poll позволяет лишь поверхностно оценить мотивы, так как анкета не может превышать определенный объем.
Применяется Exit-Poll также и в монтажно-тонировочный период работы с кинопроектом для оценки эффективности рекламы.